Ансамбль жилых домов. 1804 г.

Набережная Грина, 15, 17, 19, 21

Ансамбль жилых домов. 1804 г.

Набережная Грина находится в самой древней части города, где проходила восточная граница территории кремля. Непосредственная близость общественного центра, значительная роль набережной в формировании силуэта города со стороны реки, специфичность природного ландшафта — все это накладывало свои требования на ведение береговой застройки, определяло ее единство и цельность.

В 1804 г. к востоку от кафедрального собора завершилось строительство двухэтажных каменных домов для его служителей по проекту губернского архитектора Ф. М. Рослякова.

Решенные в стиле русского провинциального классицизма, дома отличаются общностью пропорций, согласованностью членений и деталей, образуя своеобразный ансамбль гражданских зданий начала XIX в.

Основным композиционным принципом как отдельных объектов, так и ансамбля в целом является осевая комбинация объемов. Вытянутые вдоль красной линии застройки набережной две идентичные постройки, более крупные и с ярко выраженной пластикой фасадов, ограничены двумя другими, также тождественными между собой, но меньших габаритов и скромнее декорированными.

Обращенные некогда к кафедральному собору фасады домов усложнены примыкающими к ним равными объемами сеней, которые создают ритмичное деление дворового пространства.

Каждая из крайних в ансамбле построек имеет Т-образный план, полученный в результате соединения ее основного объема с лестничной клеткой.

Организация этажей идентична: их внутреннее пространство делится поперечной несущей стеной на две равные части, южная из которых разбивается еще пополам. Обработка фасадов непритязательна: рамочные наличники окон дополняются на втором этаже сандриками, ярусность подчеркивается горизонтальным членением фасада.

Центральные здания ансамбля в отличие от крайних имеют более протяженные уличные фасады (при совпадении остальных габаритов) с тремя ризалитами, боковые из которых со стороны двора развиты в объемы лестничных клеток.

В доме размещались четыре квартиры — по две на каждом этаже, с гостиными, обращенными на улицу. Для оформления фасадов характерно сочетание богатой пластики стены с широким набором декоративных элементов. Первый этаж рустован, приземист и трактован как основание для верхнего яруса. Выступы ризалитов акцентируются множеством выпуклых деталей на их плоскости: рельефные сандрики, пилястры, замковые камни, даже простой облом карниза преобразовываются на их протяжении в ряд сухариков.

Внешний облик ансамбля, его компактность и сомасштабность человеку создают ощущение хорошо устроенного быта.