Сл. Дымково — место художественного промысла глиняной игрушки

Заречная часть г. Кирова

Сл. Дымково — место художественного промысла глиняной игрушки

На низменном берегу р. Вятки, напротив города, расположена слобода Дымково. Она застроена преимущественно одноэтажными деревянными домами. Этот район в период половодья обычно бывает в зоне затопления. Дата возникновения слободы не известна.

Историк Вятского края П. Н. Луппов предполагает, что Дымково возникло после присоединения в 1489 г. Вятки к Московскому государству. Расправляясь с главарями оппозиции, Иван III приказал выселить из города бояр и купцов, враждебно настроенных к Москве. Тогда же население было пополнено за счет выходцев с Северной Двины и особенно из Великого Устюга. Можно предположить, что Дымково основано устюжанами. Во-первых, недалеко от Великого Устюга, на низменном, затопляемом в период половодья берегу, расположена слобода с таким же названием. Во-вторых, одна из улиц слободы Дымково носит название Устюговской (Устюжной). Впервые заречный посад упоминается в 1582 г. в грамоте Ивана Грозного.

Жители Дымкова издавна занимались различными ремеслами. В XIX в. здесь жили кузнецы, маляры, сапожники, игрушечники. Изготовлением игрушек было занято около 20 семейств. Их делали тогда в основном для весеннего праздника «Свистунья». Первое описание «Свистуньи», как праздника «поминовения усопших», относится к 1811 г. Автор описания — генерал Н. 3. Хитрово, зять М. И. Кутузова. Последние праздники «Свистуньи» проходили в 20-х гг. XX столетия. Игрушки изготовлялись не только для праздника. Часть их приобреталась скупщиками и продавалась на летних ярмарках как на территории Вятской губернии, так и в ряде губерний Поволжья.

В 1890 г. дымковская игрушка впервые экспонировалась на Казанской научно-промышленной выставке. Вятское земство представило 30 глиняных игрушек, В каталоге были названы имена мастериц Натальи Антоновны Микулиной, Авдотьи Андреевны Швецовой, Аграфены Тимофеевны Лаженицыной. В 1896 г. на Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставке в Н. Новгороде экспонировались игрушки Анны Афанасьевны Мезриной.

В последней четверти XIX в. искусство дымковской игрушки приходит в упадок — его вытесняют гипсовые штампованные изделия, на изготовление которых перешли многие мастерицы.

На дальнейшую судьбу дымковской игрушки благотворно повлиял художник А. И. Деньшин, первый ее исследователь и страстный пропагандист. Впервые он познакомился с работами А. А, Мезриной в 1908 г., а в 1917 г. вышел его альбом «Вятская глиняная игрушка в рисунках».

Особое значение для возрождения промысла имело приглашение Мезриной для участия в конференции по игрушке, проходившей в г. Горьком в 1933 г., и назначение ей пожизненной пенсии. В те годы к лепке вернулись такие признанные позже мастерицы, как Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина. Лепкой игрушки занялись также дочери Мезриной — Александра Ивановна и Ольга Ивановна. В печати стали появляться материалы о дымковской игрушке и ее мастерицах. Игрушка стала экспонироваться на многих выставках как у нас в стране, так и за рубежом. С середины 50-х гг. развитие дымковского промысла идет под непосредственным наблюдением Кировской организации Союза художников РСФСР. Мастерицы переезжают работать и жить из слободы Дымково в г. Киров.

За последние годы значительно вырос и полностью обновился их коллектив, но мастерицы свято берегут традиции одного из старейших народных промыслов — дымковской игрушки. В 1967 г. дымковским мастерицам О. И. Коноваловой, Е. И. Косс-Деньшиной, Е. 3. Кошкиной, 3. В. Пенкиной была присуждена Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина.

Большой вклад в развитие дымковского промысла внесли: Мезрина (Никулина) Анна Афанасьевна (1853—1938). Родилась в слободе Дымково в семье потомственных мастеров глиняной игрушки. Лепить и красить начала с восьми лет.

Впервые имя А. А. Мезриной встречается в печати в 1896 г. в каталоге экспонатов Вятского кустарного отдела на Всероссийской выставке, проходившей в Н. Новгороде. Но настоящий успех пришел к ней только в 1930-е гг. В 1933 г. мастерица получила звание Героя Труда.

Все, что делают сейчас мастерицы дымковской игрушки, берет свое начало от искусства А. А. Мезриной. Ее творчество — та ниточка, которая сохранила традиции уникального старинного вятского промысла, тот ручеечек, который протек через годы забвения и угасания и превратился в реку, питающую искусство молодых.

Умерла А. А. Мезрина 21 августа 1938 г. Похоронена на Старомакарьевском кладбище.

Кошкина (Бугреева) Елизавета Александровна (1871—1953) — также известная мастерица дымковской игрушки. Родилась в слободе Дымково. С семи лет начала лепить и раскрашивать дымковские глиняные игрушки. В 1939 г. в составе бригады (А. И. Деньшин, Е. И. Пенкина, О. И. Коновалова, 3. Ф. Безденежных) она по заданию Кировского облисполкома приняла участие в оформлении зала Кировской области павильона «Ленинград—Северо-Восток» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. В 1943 г. мастерица была принята в члены Союза художников СССР.

Умерла Е. А. Кошкина 15 ноября 1953 г. Похоронена на Старомакарьевском кладбище.

Коновалова (Мезрина) Ольга Ивановна (1886—1979) — мастерица дымковской игрушки, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Родилась в слободе Дымково. Она дочь основоположника современного дымковского промысла А. А. Мезриной. Лепить игрушки начала с детства. С середины 1930-х гг. стала работать самостоятельно, постепенно найдя в традиционном народном искусстве свои темы и сюжеты, свои пластические, колористические и орнаментальные решения. С 1944 г. член Союза художников СССР.

Умерла О. И. Коновалова 4 марта 1979 г. Похоронена на Новомакарьевском кладбище.

Деньшин Алексей Иванович (1893—1948) — художник — родился в городе Вятке в семье служащего. Прожив большую часть жизни в родном городе, он много сил отдал пропаганде изобразительного искусства среди населения. Но, пожалуй, самая большая его заслуга — в возрождении старинного народного искусства — дымковской игрушки. В предисловии к альбому А. И. Деньшина «Вятская лепная .глиняная игрушка» А. Бакушинский в 1929 г. писал: «Это был первый человек, заговоривший публично о вятском игрушечном деле. И его выступление... имело большой общественный смысл». В период с 1917 по 1929 годы на основе своих рисунков художник издал четыре альбома, три из которых изготовлены автором ручным способом. Сам же А. И. Деньшин считал себя по призванию художником-пейзажистом. Его пейзажи, чаще всего написанные с натуры, очень просты по композиции. Они не поражают яркостью красок, как не блещет ими сама вятская природа. Это поэтические рассказы об увиденном: о поле поспевающей ржи, деревенских домах, веселым хороводом разбежавшихся по угору, лесах, расцвеченных всеми красками осени, спящей речке, окутанной туманом. Незамысловатые по сюжетам пейзажи художника подкупают искренностью и достоверностью.

Умер А. И. Деньшин 30 декабря 1948 г. Похоронен на Старомакарьевском кладбище.

Безденежных (Кошкина) Зиновия Федоровна (1901—1964) — мастерица дымковской игрушки — родилась в слободе Дымково в семье мастерицы Кошкиной Елизаветы Александровны. Самостоятельно лепить и красить игрушки начала в 1942 г. Как и ее мать, мастерица лепила самые различные игрушки. «Сто штук сделаю — и все будут разные»,— говорила она. С удовольствием лепила животных и птиц. Особенно нарядны и красивы у нее индюки, гордые, важные, с длинными прямыми шеями, несущими небольшие головки, украшенные царственными коронами. Птицы эти с крыльями, пышными хвостами, расписанными мелкими узорами — точками, кружочками, полосками, прямыми и волнистыми линиями разного цвета и размера, словно усыпанными драгоценными камнями. Творческий ее путь неотделим от общего развития дымковского промысла.

Умерла 3. Ф. Безденежных 20 октября 1964 г. Похоронена на Старомакарьевском кладбище. На ее могиле установлено надгробие, в верхней части которого скульптурный портрет мастерицы работы заслуженного деятеля искусств РСФСР М. М. Кошкина.

Косс-Деньшина (Косе) Екатерина Иосифовна (1901—1979) — мастерица дымковской игрушки, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Родилась в Петербурге в семье столяра-краснодеревщика. В 1920 г. вместе с родителями приехала в Вятку, где познакомилась с художником А. И, Деньшиным. В 1920-е гг. (со слов Екатерины Иосифовны) она помогала мужу раскрашивать рисунки для издаваемых им альбомов, посвященных дымковской игрушке.

С 1940 г. Косс-Деньшина работала в товариществе «Кировский художник», затем в Кировском отделении Художественного фонда РСФСР. Несколько лет (сразу после смерти А. И. День-шина) она была художественным руководителем дымковского промысла.

Умерла Е. И. Косс-Деньшина 21 сентября 1979 г. Похоронена на Новомакарьевском кладбище.